Тестировать сервисы
Oracle предоставляет возможность ознакомиться со своими облачными продуктами в течение 30 дней. Продукты доступны в полной функциональности. Мы просим вас сообщить нам информацию о себе перед заказом, чтобы мы могли оказать вам поддержку и проконсультировать по выбору и использованию сервисов. Это совершенно бесплатно.
Нажимая кнопку «Отправить запрос», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" на условиях и для целей, определенных в Согласии на обработку персональных данных.
Вход в личный кабинет
Юрий Терёхин,
Директор по работе с финансовыми институтами
«ФОРС – это сплав академической среды, тёплого человеческого общения и высоких технологий»
Дао ФОРС

Так сложилось, что в ФОРС я пришёл за 2 месяца до кризиса 1998 года, — ФОРС тогда сидел ещё на Новослободской. Меня сразу поразил стиль работы разработчиков, продавцов и руководства, совершенно не похожий на доморощенные порядки, которые царили в небольших тогда фирмах-разработчиках отечественных АБС. Было в этом стиле много черт, присущих глобальным ИТ-компаниям, что сильно радовало, т.к. приобщало к мировому опыту. Но при этом в компании был силён и академический дух, который естественным образом поддерживался руководством, и был мне близок, т.к. и я попал в ИТ из академической среды. Этот сплав академической среды, тёплого человеческого общения и высоких технологий был необычайно притягателен и оказался весьма устойчив. Когда через 2 месяца после моего прихода в компанию, в стране разразился кризис, я с трепетом ждал, что ФОРС будет сокращать персонал, и его высокий дух сильно пострадает, но компания прошла это испытание, и не только сохранила силы, но и пошла в рост. Сплав стал ещё совершеннее.


Мне было очень интересно попробовать себя в новой области — заняться внедрением промышленных западных АБС на платформе Oracle в крупных банках. И ожидания мои в полной мере оправдались — удалось поучаствовать в интересных масштабных проектах, но иллюзии относительно полного превосходства западных систем над отечественными постепенно развеялись.

ФОРС идёт Ва-Банк

В то время Ва-Банк был уже состоявшимся продуктом. Название прочно закрепилось на рынке, и Геннадий Заманский со своими продавцами успешно продавали его тем банкам, которым под силу было приобрести СУБД Oracle.


Конкуренция на рынке банковской автоматизации всегда была высокой из-за относительно ограниченного числа банков и большого числа ИТ-компаний. Исключение составил только период самого начала 90-х, когда банки росли, как грибы после дождя, а компаний, занимающихся банковской автоматизацией, было мало. Приверженность нашей компании использованию продуктов Oracle поначалу ограничивала рост продаж Ва-Банка, т.к. эта система была нацелена на небольшие и средние банки, а они часто не могли себе позволить покупку лицензий Oracle из-за их относительной дороговизны, предпочитая системы на базе популярных тогда Clipper, dBase, Foxpro и т. п. Затем, когда уровень автоматизации и капитализация российских банков выросли, и они стали массово переходить на Oracle, конкуренты также переписали свои банковские системы на СУБД Oracle, и конкуренция в итоге только усилилась. Однако, Ва-Банк к тому времени уже занял свою нишу среди заметных игроков на рынке автоматизации малых и средних банков.

Сквозь тернии к банкам

Для старших систем собственной и западной разработок, продвигаемых ФОРС, конкуренция также была высокой, т.к. в то время на российский рынок автоматизации крупных банков хлынули западные системы, привлечённые возникающей платёжеспособной нишей новых глобальных банков. Западные системы было тяжело локализовать, кастомизировать и внедрять, стоили они очень дорого, поэтому были длительные циклы продаж и внедрения. Из-за этих сложностей многие проекты конкурентов заканчивались неудачей. Наша компания хорошо зарекомендовала себя на крупных внедрениях, доводя все проекты, а их было много, до победного конца. Поэтому старшие системы, продвигаемые ФОРС, и услуги по их внедрению успешно продавались до того момента, когда крупные изменения в банковском законодательстве, инициированные ЦБ, привели к тому, что заниматься локализацией западных систем стало невыгодно, и победителями в конечном счёте вышли отечественные системы.


Крупных проектов было много. Первым значимым проектом, в котором я принимал участие, было внедрение западной АБС Symbols в Банк Петровский в Санкт-Петербурге в 1998 — 2001 гг. Это было масштабное внедрение, реализованное под управлением французского менеджера проекта ИТ-интегратора BULL с участием англичан из компании System Access. Использовалась методология BULL, выполнялась обширная локализация и кастомизация громадного исходного кода Symbols. Сотрудники из Москвы, участвовавшие в проекте, годами жили в Петербурге на съёмных квартирах и в отелях. Самое живое участие принимали питерцы из филиала ФОРС-СПб. Происходили совещания в Питере, Москве, Париже и Лондоне. Постоянно возникали трудности, вырастали просто горы проблем — организационных, методологических, разработческих. Но все они успешно разрешились благодаря великолепной команде сотрудников ФОРС, работавших на проекте. Потом были другие внедрения в крупных местных и западных банках России, Грузии, Киргизии, Молдовы, участие наших сотрудников в проектах зарубежных компаний в Словении, Австрии и Швейцарии и много интересных разработок — собственных и в сотрудничестве с зарубежными и российскими партнёрами.

Квантовые переходы в банковской автоматизации

Но постепенно задачи становились сложнее. Переломным стал многолетний проект во Внешэкономбанке, стартовавший в 2001 г., где сотрудники ФОРС впервые занялись всесторонней комплексной автоматизацией банка. Раньше банки интересовала, в основном, автоматизация основной деятельности — расчётно-кассовой, кредитно-депозитной и т. п., которая крутилась вокруг простых сделок и бухгалтерии банка. После того, как основная деятельность была автоматизирована, а клиенты в этой части поделены, банки обратились к повышению эффективности своей автоматизации и нетрадиционным для массового клиента продуктам — инвестиционным, небанковским и продвинутым банковским онлайн-продуктам, к улучшению клиентского опыта, использованию ИИ и аналитики BI, чтобы смоделировать поведение клиентов, заманить и удержать их. К тому же, после ряда финансовых кризисов в банках в мировом масштабе стала активно развиваться тема управления рисками. Всё это — более абстрактный слой задач, чем встречались раньше, требующий глубокой аналитической и программной проработки, т.к. зачастую сам заказчик в лице банка может сформулировать только очень высокоуровневые «хотелки», ему самому непонятно, куда двигаться дальше, где взять необходимые данные, и что конкретно он получит на выходе. Работать стало труднее, но интереснее, т.к. изменился характер и масштаб задач — они стали более глобальными, абстрактными и неопределёнными. Сродни переходу от классической механики к квантовой!